День в истории - 27 июля

1935 год. Хосеп Суньоль был избран президентом "Барселоны". Во многом благодаря тому, что мог исправить финансовое положение в клубе. Суньоль проработал в должности президента чуть более года, после чего был расстрелян солдатами армии Франсиско Франко.
Со дня этого события прошло 89 лет
1 из 2
Главная страница    Карта сайта    Твиттер сайта    Фейсбук сайта    Группа сайта ВКонтакте    Новости в формате RSS
Запомнить меня Регистрация Настройки
  МЕНЮ  
     
 
СООБЩИТЬ ОБ ОШИБКЕ
Выделите ее и нажмите здесь
 
  ПАРТНЕРЫ  
     
  #BARCAFEST  
     
  РЕКЛАМА  
     
     
Ab hoc et ab hac (Catala
Хосеп Саньоль 31.10.2007 12:46

Хосеп Саньоль родился  21 июля 1898 года в Барселоне в известной своей политической активностью семье. Его отец Хорхе владел большим пакетом акций местного завода сахара. Его дядя был одним из первых национальных патриотов. Молодой Хосеп по настоянию отца выучился на адвоката, но его больше тянуло идти по пути дяди.

Первый политический шаг Хосеп сделал в 1925 году, став сосио Барсы. Только два года прошли с кампании генерала Примо де Ривера в Каталонии. Выписка из Википедии:

Впоследствии, уже в Испании, был последовательно начальником валенсийского, мадридского и барселонского военного округов. На последнем посту, активно участвуя в борьбе с анархистами и сблизившись с консервативными политиками, 13 сентября 1923 года совершил государственный переворот. Было приостановлено действие конституции, распущены правительство и парламент, введена цензура. С согласия короля создана "военная директория" во главе с Примо де Риверой.

В общем, нельзя было пользоваться каталонскими флагами, каждый сосио проходил полицейскую проверку и запрещалось использовать каталонский язык в сообщениях.

В 1928 году, когда диктатура начала немного слабеть, Саньоль становится членом совета директоров и президентом каталонской федерации футбольных клубов. Параллельно он писал статьи в газетах, меньше о футболе, больше о политике. В основанной им газете, «Ла Рамбла», он призывал к новой жизни,  в которой спорт и футбол в частности и политика будут идти рука об руку и составлять неотъемлемую часть нормальной общественной жизни.

В 1931 году Саньоль был избран в партию «Esquerra Republicana de Catalunya» и попал в мадридский парламент. Спустя год Каталония получила от правительства права автономии. Партия Саньоля была самой крепкой в Каталонии, имея 47% в местном парламенте.

Но тем не менее у Саньоля в Каталонии были противники. Некоторые утверждали, что можно быть настоящим каталонцем и без национальных стремлений. Жаркие споры по поводу использования Барсы в качестве политического оружия длились между правыми и левыми на протяжении первой половины 30-х гг.

Саньоль стал президентом Барселоны в июле 1935, 6-й по счету с того момента, когда Гампер окончательно покинул этот пост в 1925. В соей речи он пообещал, что политика не помешает ему в выполнении его работы, но несмотря на любовь к спорту он был прежде всего политиком и видел в Барсе политический инструмент.

Со спортивной точки зрения он ничем не отличался от предыдущих 5 президентов, занимавших этот пост после ухода основателя Клуба. Несмотря на превосходство над местным соперником Эспаньолом ей не удалось выиграть чемпионат Испании и повторить достижения предыдущего десятилетия. Самым большим его достяжением считается возвращение Пепа Самитьера, который на глазах довольных болельщиков забил в первом матче в ничье 1-1 против Сиднис де Чехословакия.

В 1936г. Саньоль в третий раз выбирается в местный парламент. Испания была на грани гражданской войны.

18 июля 1936 года в Испании началась война. В начале августа(о версиях ниже) Саньоль со своим водителем, лейтенантом Вентурой, отправились в Мадрид. По видимому цель была чисто политическая – встретиться с республиканцами, которые сопротивлялись революции, а также с группой каталонцев,  которые добровольно вызвались защищать Мадрид от Франко. Официальные историки Клуба утверждают, что Саньоль преследовал также спортивные цели, но учитывая обстоятельства это не звучит правдоподобно.

По самой реальной версии Саньоль с водителем прибыли в Валенсию(напрямую ехать было нельзя), одолжили у местных республиканских военных сил военную машину и сутки спустя выехал в Мадрид. На капот машины установили каталонский флаг, который символизировал, что в машине представитель парламента и что Каталония еще не сдалась в руки Франко.

Они поехали через Сьерра-де-Гвадаррама, горную цепь недалеко от Мадрида, которая была одним из основных полей боя. Это был очень опасный путь, поскольку нельзя было знать кому принадлежит отдельно взятая равнина в отдельно взятый промежуток времени. Машина проехала городок Гвадаррама и начала спускаться вниз. Саньоль заметил военный блокпост, но он решил, что это еще республиканцы, а войска Франко находятся дальше, но он ошибся. Он был задержан и 6 августа расстрелян(по самой вероятной версии).

Первые сообщения, что он может быть убит достигли Барселоны спустя неделю. По сообщениям Каталонских политиков, работающих в парламенте, Саньоль был задержан и расстрелян 10 августа на 50-м километре трассы Корона.

Несмотря на это каталонская пресса была осторожной и выражала обеспокоенность его отсутствием. Федерация футбола официально выпустила заметку, в которой выразила «надежду, что наш друг Саньоль скоро вернется к нам и продолжит спортивную и политическую деятельность».

Судьбя Саньоля оставалось загадкой в Каталонии несколько месяцев. Некоторые утверждали, что он удерживается фашистами в тюрьме, некоторые считали, что он сбежал в Швейцарию и у него была зависимость от морфина.

Подробности смерти Саньоля хранились в тайне до самой смерти Франко в 1975г. Три каталонских журналиста написали, что Саньоль был убит в Сьерра де Гвадаррама. В ответ в издательства пришли сотни писем людей, которые жили там и их потомков, но никто не видел там Саньоля.

Вся картина произошедшего так и осталась до конца неизученной( исключение составляет где-то найденная в рунете заметка о Саньоле, где очень душещипательно описывается, как Саньоль не доехав до Мадрида был задержан в несуществующем мадридском квартале гвадеррама, машина была украшена гербом «Барселоны»(спасибо не шариками), Саньоль был ранен, получил прикладом по лицу, а на следующее утро не закрывая глаз стоял у грязной стены несуществующего района и получил три пули в область сердца. Затем в той же заметке зачем-то вспоминается гениальный поэт Лорка с ложным указанием его маршрута, видимо чтобы отвлечь читателя от остального бреда. А под конец еще сообщается, что игроки, зачем-то поехавшие в турне по Мексики, сразу же вылетели в Барселону. Интересно, за что Чкалов получил свою Звезду, если за год до него целыми командами летали через океаны? Короче, с вашего позволения я позволю себе усомниться в этой версии.).  Журналист Антонии Струбелль, проделавший огромную работу в только что открывшихся архивах, позволяет нам узнать наиболее точную версию. Согласно многим свидетельствам, Саньоль был задержан временным блокпостом в Сьерра де Гвадаррама. Символично это место называлось La Casa de la Muerte – Дом Смерти, опасный поворот, который служил причиной многих аварий.

В Испании Франко на имя Саньоля было наложено табу. Президенты боялись выражать свои политические взгляды и принимали сторону Франко. Они также боялись, что упоминание имени Саньоля снова толкнет Клуб влево, против власти. Даже после смерти Франко каталонцы предпочитают не упоминать лишний раз Саньола. Клуб полностью проигнорировал годовщину его смерти в 1986г.

В 1994 году в одной из каталонских газет вышла статья о Саньоля. Она вызвала новую волну писем, в основном сосиос, которые считали, что президента надо помнить. Кабинет директоров Нуньеса сначала отказался это делать. В официальном ответе на письмо сосиос об организации марша в память о Саньоле, Клуб полностью проигнорировал эту просьбу. Кстати ответ был подписан недавно ушедшем в лучший из миров вице-президентом Николау Касаусом 13 февраля 1996 года.

Этот ответ только подлил масла в огонь. Франсеск Гордо, один из самых ярых борцов за Саньоля, сосио с 1940 года, вспоминает «мне было 8 лет в 1936. Саньоль часто приезжал к нам в дом и говорил мне :”Если будешь плохо себя вести у тебя будут проблемы”. Затем началась война. В один из дней отец зашел ко мне в комнату и сказал: “Помнишь того дядю, который просил тебя вести себя хорошо? Он больше не придет. Они убили его.”. Я был в шоке. После войны люди боялись вспоминать его, но сейчас времена сменились».

Именно он, с уже упомянутым журналистом Антонии Струбеллем и Луисом Дюраном организовали группу «Els Amics de Josep Sunyol» - «Друзья Хосепа Саньоля».

29 апреля 1996 года в каталонском еженедельники «El Temps»(«времена») появилась статья на несколько страниц о Саньоле и обвинения руководства в том, что они пытаются стереть наследие, которое оставил Саньоль. В следствии этой статьи в городе появились плакаты «Как убить президента». Фанклубы на всей территории Каталонии начали выходить на улицы с митингами. Летом 1996, к 60-летию со дня смерти Саньоля Нуньес решил, что эти беспорядки плохо отражаются на Клубе и решил, что руководство Клуба, вместе с официальными историками и членами каталонского парламента, включая президента каталонского правительства, примут участие в открытии монумента Саньолю в районе Гвадаррамы, где он предположительно погиб.

Саньоль не был выдающемся президентом в спортивном плане, но в политическом он безусловно им был.

Средняя оценка 5 (5 голосов)

Вы не авторизированы!


Glory в 16:22:07, 20.07.2008

только не Саньоль, а Суньоль

Mix в 02:50:45, 02.11.2007

Еще раз спасибо :)